Эссе-размышление «Опорная площадка - камни преткновения и пути их удаления»
«Опорная площадка - камни преткновения и пути их удаления»
Предисловие: Как известно, одним из основных требований ФГОС является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального проектирования и партнерства в системе образования. Главные эффекты от развития и внедрения опорной площадки на базе школы очевидны. Для обучающихся - это совместная проектная деятельность, социально-значимая деятельность. Для педагогов - обеспечение успешной социализации личности ребенка, реализация задач Федерального Государственного Стандарта по развитию навыков практической деятельности. Школа получила возможность развития внешнего социального взаимодействия с высшими учебными заведениями страны с помощью системы дистанционного обучения. Многие образовательные учреждения могут представить не малый опыт реализации совместных социальных проектов и развития активного сетевого взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования, координации усилий школы и общественности по формированию единого образовательного пространства. Основные «НО»: в этом нелегком пути много и камней преткновения, которые зависят как от внутренней мотивации педагогического коллектива и администрации школы, так и от внешних факторов, в том числе и финансовых и географических: удаленность общеобразовательной школы от других образовательных центров (замкнутость пространства) Или, к примеру, как школа нашего микрорайона находится за 97 км от города. Но прежде чем окунуться в любую авантюру каждый из нас себя спрашивает: зачем мне это надо? Важный вопрос: а где взять время на дополнительный вид работы, как и чем повысить желание коллег к участию в проекте? И один из актуальных вопросов современности: сколько я за это получу? (а может вообще от администрации «отхвачу»). И все-таки я как человек позитивный и инициативный не стану долго отрицать важное и неизбежное… Спасибо нашему критическому мышлению, которое помогает провести небольшой анализ возникающих проблем при создании опорной площадки. Отметит «плюсы» создания опорной площадки: + школа получает сертификат как опорная площадка (его можно демонстрировать при самоанализе и в публичном докладе руководителя); +тем самым повышает имидж ОУ в глазах департамента образования и родительской общественности (хотя по большому счету родителям всё равно, лишь бы у детей не снижалась мотивация к обучению); + педагоги продолжают самообразование и включаются в обучение в «Моем университете», имеют возможность диссеминации собственного опыта и получения опыта от коллег (и этот процесс может длиться бесконечно!); + при хорошей организации работы главного менеджера ОП в школе создается механизм единомышленников, готовых что-то внедрять и получать за данный вид работы дополнительные баллы (виде опыта, благодарностей, поощрений, аттестации, возможно даже премий, и т.п.); +учащиеся получают опыт представления проектов на различных уровнях, а следовательно и личностное развитие (что вероятнее всего им пригодится в жизни при дальнейшем обучении, в случае если проект не будет исполнен родителями или самими педагогами); + создание сети межрегионального взаимодействия между образовательными учреждениями, а в дальнейшем и региональными площадками (при условии заинтересованности и поддержки со стороны администрации и департамента образования) +выход на грантовые конкурсы и получение источника дополнительного финансирования учреждения (при грамотном представлении проектных работ); +наличие опыта участия в проектных грантовых конкурсах и сетевом взаимодействии по реализации некоторых социально-значимых проектов (кому интересно – смотрите в презентации «Социальное партнерство как условие успешной социализации личности ребенка в едином социокультурном пространстве микрорайона»). Что же нам мешает или перспективные «минусы»: -отсутствие финансирования у бюджетных общеобразовательных организаций по поддержке инновационных проектов педагогов и в качестве опорных площадок по проектной деятельности; -страх администрации школы от вопроса: а чем это нам грозит? (дополнительными отчетами, приказами, локальными актами, недовольством со стороны педагогического коллектива, временными затратами, отсутствием финансирования и т.п.); - менталитет педагогов школы и дополнительная нагрузка на учителя (извечные вопросы: зачем мне это, если я и так работаю в меру своих сил? Нам еще один вид работы? И опять за бесплатно?); -отсутствие квалифицированных знаний и опыта работы в качестве ОП и представления проектов на различных уровнях (нет единых требований к написанию и представлению проектов; у каждого конкурса разработаны положения по представлению проектов, которые различаются как по форме, так и по содержанию); -кадровый «голод» и низкий уровень мотивации педагогов (да и обучающихся) к участию в проектных конкурсах (средний возраст учителя в нашей школе составляет 47 лет и присутствуют стереотипы мышления, также как и эффект профессионального выгорания); -отсутствие в команде школы единомышленников (каждый тянет на себя или вообще не тянет). Но здесь как раз и выявляется степень методической грамотности и сформированности коллектива, а также уровень развития менеджмента организации); -наличие опорной региональной площадки в муниципальном образовании по другому направлению (финансовая поддержка региона отдельных общеобразовательных организаций). Пути удаления камней преткновения: 1. Сподвигнуть администрацию ОУ на работу с педагогическим коллективом по формированию нормативной базы и мотивации педагогов к данному виду деятельности. 2. Поддержать творческую группу педагогов, готовых к инновационным проектам и совместной работе на ОП. 3. Заключить договор с «МУ» о сетевом взаимодействии в качестве пилотной (опорной) площадки по проектной деятельности. 4. Создать пилотную площадку по проектной деятельности на базе общеобразовательной школы по итогам обучения в «Моем университете» 5. Разработать и внедрить инновационный проект, представить его к участию в грантовых образовательных конкурсах.
Наталья Александровна! На мой взгляд, очень даже хорошо! Есть проблемы, есть пути преодоления этих проблем, есть желание создать ОП на базе ОУ. Это очень хорошее сотрудничество Вашего ОУ с МУ в рамках Всероссийского инновационного пилотного проекта "Опорная площадка-залог успеха новой школы". Оказывается в регионах есть и руководители ОУ, которые вовсе не сопротивляются внедрению в образовательный процесс своего учреждения инновационные проекты. Это и есть Стратегия развития образования. Спасибо Вам!
Уважаемая, Наталья Александровна! Сообщаю Вам, что Ваша статья размышление «Опорная площадка - камни преткновения и пути их удаления » прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Конкурсе размышлений «Опорная площадка: потребности и проблемы».Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии вКонкурсе размышлений «Опорная площадка: потребности и проблемы»и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета проектной деятельности и фандрайзинга образовательного портала "Мой университет"http://grant-project.ru/. Заказ сертификата осуществляетсяпо ссылке:http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/14023/ Сертификат после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке адрес. C уважением, технический эксперт Шевелева Э.В.